В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.
Одной из задач «огорода на подоконнике» является: научить детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе, нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.
Когда за окном тает снег, а до первой зеленой травки еще долго, так приятно увидеть на подоконнике свежую зелень! Огород на подоконнике в группе является очень интересным занятием, особенно ранней весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. И нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у ребят на глазах.
Занимаясь весенней посадкой огорода на окне, как правило, первым высаживают лук. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо обязательно есть, так как в нем содержится очень много витамина, и минералов которые полезны для организма. С детьми обсудили: «Что нужно для посадки лука?». Совместно с родителями дети принесли в группу всё необходимое для посадки.
Сначала выяснили, что нужно для выращивания любого растения, показали детям, как правильно сажать лучок. Для этого мы взяли землю для овощей и совочками наложили её в контейнер. Хорошо, старательно, аккуратно, полили. Каждый ребенок рассмотрел свою луковицу, обследовал ее тактильно. Мы с ребятами уточнили, что лук круглый, твёрдый, в светло-коричневых чешуйках (они шуршат), показывал верх и низ (донце) луковицы. А потом каждый попробовал посадить и полить свою луковицу.
Дети очень старались, были сосредоточены и с большим интересом наблюдали за действиями своих друзей. В группе мы посадили лук в двух условиях: в воде и в земле. Затем будем ухаживать за ним, наблюдать за ростом, зарисовывая наблюдения.
Выращивание на подоконнике лука способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. У детей возникает умение радоваться красоте выращиваемых растений, гордиться результатами своего труда.