ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Тренинг для воспитателей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, не может выполнить простых инструкций, не может даже короткое время усидеть на месте …?
Чаще всего звучат вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эта категория детей беспокоят взрослых. Педагоги прекрасно знают, чему и как научить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми воспитанниками. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы. И только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в детском коллективе и продуктивно взаимодействовать с окружающими их взрослыми.
Главная задача данного семинара – показать воспитателям детских дошкольных образовательных учреждений важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогают ребенку, помощь будет по – настоящему эффективной.
ЦЕЛЬ:
Формирование у педагогов детских садов навыков работы с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях
психического и физического развития гиперактивных детей;
2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и
анализировать свои установки при восприятии различных детей.
4. Научиться применять комплексные меры коррекции и профилактики..
ФОРМА РАБОТЫ:
- Практикум.
- Лекции.
- Групповая работа.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:
Воспитатели дошкольного воспитания и педагоги дошкольного учреждения.
Оптимальное количество участников на занятии – 18 – 20 человек.
Два тренера – ведущих.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
1 занятие продолжительностью 1 час.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Листы бумаги (формат А4) по количеству участников, фломастеры, карандаши.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1.Приветствие.
2. Принятие правил групповой работы.
3. Игра «Знакомство».
4. Мини – лекция «Что такое гиперактивность».
5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
7. Мини – лекция «Как выявить гиперактивного ребенка».
8. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком».
9. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».
10. Игры на развитие необходимых качеств (Игра «Колпак мой колпаковский», «Запретный номер»).
11. Упражнение «Скорая помощь».
12. Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребенка»
13. Обратная связь.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие.
2. Принятие правил групповой работы.
3. Знакомство
Игра «Знакомство»
Цель: игра направлена на сплочение группы, дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы, самопрезентация.
Ход игры: участники группы встают в круг. Каждый, по очереди называет свое имя и показывает какое-либо движение «Я Света, я такая ….», остальные участники группы произносят «Ты Света, ты такая…» и показывают предложенное движение. И так по кругу. Это так же своеобразный вариант самопрезентации.
4. Мини – лекция
«Гиперактивность и причины ее возникновения»?
«Активный» – от латинского - деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого – над. Сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется как невнимательность, отсутствие двигательного контроля, импульсивность, несвойственные для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка. Таких детей часто называют детьми «с мотором» или детьми «без тормозов».
Например, известный американский психолог В. Оклендер так характеризует гиперактивных детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать своей манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает свои вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно сконцентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает вопросы, но редко дожидается ответов».
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
- дефицит внимания;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность.
Из перечисленных признаков наиболее трудно определить
и охарактеризовать импульсивность. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты. Для определения импульсивности можно воспользоваться анкетой «ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ» (Приложение 1).
К проявлениям гиперактивности так же можно отнести расстройство восприятия. Повышенная активность способствует появлению трудностей в обучении и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды и окружающих сверстников и взрослых.
Однако следует отличать симптомы СДВГ от нормальной, свойственной многим детям, особенно в дошкольном возрасте, высокой двигательной активности. Она может являться индивидуальной особенностью темперамента, акцентуацией характера. В настоящее время среди педагогов и родителей всё ещё бытует мнение, что гипервозбудимость - всего лишь поведенческая проблема, просто распущенность ребёнка или результат неправильного воспитания.
Причём, чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или школе излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гипервозбудимых. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к. синдром гипервозбудимости - это медицинский диагноз и может поставить его только врач. При этом диагноз ставится после специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
В основе гиперактивности, как правило, лежит ММД (минимальная мозговая дисфунция.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекций и интоксикаций первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
.Факторы, считающиеся основными причинами возникновения ММД:
- асфиксия при родах,
- внутриутробная гипоксия,
- нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.
Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживают признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).
Специалисты утверждают. Что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности», обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для их включения необходимы определенные условия. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без излишних интеллектуальных нагрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога…. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в с остоянии.
Таким образом, с целью предоставления информации по взаимодействию с гиперактивными детьми можно пригласить на родительское собрание врача или направить родителей на индивидуальную консультацию. Может, в каком то месте убрать. То что красным повторяется, как ты считаешь?
5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
Известно, что американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей именно так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать своей манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает свои вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно сконцентрировать свое внимание, он лего отвлекаетя, часто задает вопросы, но редко дожидается ответов».
А теперь давайте мы вместе попробуем выполнить упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
Цель: активизировать внимание педагогов на данной проблеме.
Группа делится на 3 – 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка (Приложение 3 )“Портрет “особого” ребенка” на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение.)
После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записываются на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия.
7. Мини – лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка, которые помогут в диагностической работе. Данные критерии оформлены в виде тестов (Приложение 2).
По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к медицинским специалистам.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
8. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком»
Цель: дать возможность участникам тренинга побывать в роли гиперактивного ребенка, почувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Подготовительный этап
Содержание: один из участников (он будет ведущим) получает карточку с абстрактной картинкой (Приложение 9) и уходит в соседнее помещение. Он должен составить четкую и понятную инструкцию для группы, которой предстоит по этой инструкции нарисовать картинку.
Все остальные члены группы разбиваются на тройки, каждая из которых будет моделировать поведение одного гиперактивного ребенка. Один представитель тройки моделирует поведение ребенка с дефицитом активного внимания. Его задача на следующем этапе упражнения сосчитать все предметы, имеющие острые углы. В торой участник тройки играет роль импульсивного ребенка – он должен постоянно выкрикивать такие фразы, как : «Здорово!», «Замечательно!», «Ура!», «Ой, как мне нравится!», «Боже, как это скучно», «А можно я выйду?», «Ничего не понятно», «А кто догадался такую картинку придумать?» и т. д. При этом нельзя повторять слова и фразы, сказанные ведущим. Третий представитель тройки должен ходить по аудитории и молча здороваться - пожимать руки присутствующим и дотрагиваться до всех столов и стульев в комнате – он моделирует поведение ребенка с двигательным беспокойством.
Основной этап
Содержание: ведущий заходит в аудиторию и громко дает инструкцию всем участникам: «Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее…» Инструкция произносится один раз, без повторения.
Остальные участники слушают инструкцию и при этом моделируют заданное им поведение. По окончании инструкции каждая тройка начинает рисовать абстрактную картинку, которую ведущий сравнивает затем с оригиналом.
Рекомендации тренеру: после проведения упражнения желательно провести общее обсуждение. Участники по кругу могут делиться своими чувствами и впечатлениями, связанными с выполнением задания. Каждый рассказывает о трудностях, с которыми он столкнулся, играя такую необычную для него роль. Последним берет слово ведущий. Он рассказывает о своих ощущениях, о том, какая категория «детей» мешала ему больше всего, как ему все же удалось выполнить свое задание и у кого из детей оказались самые правильные рисунки и почему. Как правило, после выполнения этого несложного шуточного задания многие участники в обратной в обратной связи говорят о том, что наконец начинают с пониманием относиться к проблемам гиперактивных детей.
9. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
- Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.
Рассмотрим подробно каждое направление.
Развитие дифицитарных функций
Необходимо руководствоваться следующим принципом: коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок в любой развивающей деятельности вел себя спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.
Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.
Схема отработки функций
- Внимание;
- Мышечный контроль;
- Импульсивность;
- Внимание + мышечный контроль;
- Внимание + импульсивность;
- Мышечный контроль + импульсивность;
- Внимание + мышечный контроль + импульсивность.
Отработка конкретный навыков взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их вслух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре и т.д.
Необходимо помнить. Что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).
Попросить участников группы привести примеры индивидуальной работы (например: приход с прогулки, инструкция для всех детей «раздеваться», какая инструкция для гиперактивного ребенка? (не должно быть общих фраз, инструкция должна быть последовательной, ясной для ребенка и четко сформулированной).
Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.
Т.к. большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь сажать такого ребенка за первый стол, в первый ряд, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используйте те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
Если ребенок в чем-то неправ, родителям и педагогам не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
10. Любые игры с правилами.
Игра-разминка «Колпак мой треугольный…»
Цель: развитие концентрации внимания, осознание своего тела, умение управлять движениями и контролировать своё поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но педагоги, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.
Игра «Зпретный номер»
Цель: развитие произвольности внимания, слухового восприятия.
Описание игры: оговаривается, что какое-то одно (или несколько) число – например, два - нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
Комментарии: игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточиться. С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, «на слух». Другими словами, ребенок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.
Игра «Чайник» (если будет время)
Цель: снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат.
Играющие хаотично двигаются по кругу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указанием ведущего:
«Чайник нагревается: 10градусов, 20, 30… 100 закипел. Чайник остывает: 90 градусов, 80, 70… 10 – остыл».
11. Упражнение «Скорая помощь» (психологический практикум). Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях, когда нежелательное поведение уже проявилось. Составленный список можно назвать «Скорая помощь».
Вторая подгруппа составляет список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.
Конкретные ситуации (Приложение 4)
12. Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребенка»
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.
Некоторые родители начинают винить себя в том. Что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).
Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.
Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка
Запа
дня
|
Содержание
|
Пути преодоления
|
|
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.
|
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».
|
|
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением.
|
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).
|
|
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
|
Использование приемлемых способов выражения гнева.
|
Многим родителям необходима разъяснительная работа в следующих направлениях:
1. Ужесточение дисциплины лишь усложнит положение;
2. Необходимо мягкое, спокойное общение;
3. При работе с ребенком не должно быть криков, приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный и быстро присоединится к такому настроению. Эмоции могут его захлестнуть;
4. Увеличение учебных нагрузок зачастую ведет к переутомлению, капризам и отказу от учебы вообще. Это довольно частая ситуация, т.к. гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны, быстро «схватывают» информацию, от чего у родителей складывается впечатление, что ребенку необходимо увеличить нагрузку. Они записывают его в кружки, секции и т.д.
5. Отказаться от тактики вседозволенности;
6. Почаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т.к. частые замечания и упреки формируют заниженную самооценку ребенка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.
7. Если взрослый хочет чего – то добиться от ребенка, надо научиться давать четкие инструкции и не поручать несколько дел одновременно: «Сначала убери игрушки, потом почисти зубы,…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Выполнение обязательно надо проконтролировать.
8. Если необходим запрет какой – либо деятельности, то таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, что последует за тем, когда запрет окажется нарушенным. Родители в свою очередь должны быть последовательны в выполнении своих санкций. В противном случае ребенок окажется жертвой настроения взрослых и станет опасаться не конкретного наказания, а неожиданной «эмоциональной бури». Это часто приводит ко лжи, изворачиванию…
Запрет не должен начинаться со слов «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». Гиперактивный ребенок импульсивен и, скорее всего на такой запрет отреагирует резким непослушанием. Поэтому говорить с ребенком надо сдержанно и давать ему возможность выбора. Например, если ребенок носится, как «вихрь», по классу, можно предложить ему побегать на улице, в коридоре или присоединиться к небольшой группе ребят и чем-то заняться. Если ребенок громко кричит, предложить ему громко спеть любимую песню или прочесть стихотворение.
9. В силу своей импульсивности ребенку трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию. Поэтому лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Желательно поощрение исполненного в данном случае правила.
10. Чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать большого количества гостей. Внешне в такой ситуации ребенок будет очень активен и энергичен. На самом деле такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности.
11. Гиперактивному ребенку нужен четкий режим жизни.
12. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
13. Не всегда спортивные секции способствуют избавлению ребенка от избыточной энергии. Желательно не заниматься силовыми видами спорта. Предпочтительнее гимнастика, танцы, плавание, бег. Большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается жесткого стиля воспитания и ребенок подвергается большому количеству наказаний и ограничений, то это будет способствовать нарастанию напряжения. Если секцию посещает большое количество детей (футбол, волейбол…), то ребенку необходимо будет искать дополнительный источник освобождения от энергии.
14. Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых можно спокойно поговорить и обсудить события дня.
15. Использовать пальчиковые игры.
Выдача памяток.
13. Обратная связь.
У частникам тренинга предлагается при желании высказаться или написать небольшие записки и положить в «почтовый ящик».
Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на вопросы в свободной форме устно:
- чем полезна для вас данная встреча;
- какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе;
- ваши пожелания на проведение таких занятий.
Приложение 1
Ипульсивность - один из признаков гиперактивности.
В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с помощью анкеты
Признаки импульсивности
Анкета
Инструкция: заполните анкету, отвечая "да" или "нет".
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый)
2. У него часто меняется настроение
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро
5. Обидчив, но не злопамятен
6. Очень чувствуется, что ему все надоело
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения
8. Может резко отказаться от еды
9. Нередко отвлекается на занятиях
10. Когда кто-то из ребят кричит, он тоже кричит на него в ответ
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием
12. Может нагрубить родителям, педагогу
13. Временами кажется, что он переполнен энергией
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать
16. В играх не подчиняется общим правилам
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой
19. Любит организовывать и предводительствовать
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других
Интерпретация: если ответ "да" на 15-20 ответов, это может говорить о высокой степени импульсивности, 7-14 – о средней степени, 0-5 – о низкой степени.
Приложение 2
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Анкета
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Интерпретация: если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложение 3
- . Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. Очень говорлив.
2. . Не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
3. Временами кажется, что в него вселился злой дух, он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание, не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
5. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот, часто не по возрасту ворчлив. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
6. Постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. Очень говорлив.
7. Обычно беспокоен, легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание.
8. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание.
Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
9. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
10 Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
Приложение 4
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
_______________________________________________________________
Пример 1. Ребенок во время тихого часа поет песни, шепчется с соседями, требует, чтобы воспитатель сидел рядом с ним и гладил его по спине. Угрожает, что если воспитатель не сядет к нему на кровать, он скажет маме, что в группе его наказали и нашлепали. Ваши действия.
1. Перед сном исключить возбуждающие игры. 2.
________________________________________________________________
Пример 2. Ребенок отказывается выполнять какие-либо задания во время занятия. Он встает, ходит по группе.
Ваши действия.
1. Взять в помощники. 2. Применение жетонного метода, как профилактика.
3. Использовать динамические паузы (чередование статических и динамических нагрузок). 4. Активизировать внимание на учебные задачи (спрашивать по материалу, без отсрочек).5. Создавать ситуации успеха.
__________________________________________________________________
Пример 5. Ребенок 5 лет за один вечер три раза подрался с братом (8 лет), разбил стакан, сломал папин калькулятор, разлил чай. Каждое происшествие сопровождалось слезами, криками и искренним раскаянием с обещаниями впредь вести себя хорошо. Но через несколько минут он уже снова дерется, кричит, носится по квартире как смерч и роняет по пути предметы.
Ваши действия.
Приложение 5
ПРИЕМЛЕМЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
1.Громко спеть любимую песню.
2.Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. 7. Пускать мыльные пузыри. 8. Устроить «бой» с боксерской грушей. 9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы. 11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой). 14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19.Сломать несколько игрушек.
20.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по столу. 22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. 23.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его. 24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
Приложение 6
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОЙ ТАБЛИЦЫ «ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Название слабой группы
|
Индивидуальная игра
|
Групповая игра
|
Внимание
|
«Найди отличия»
|
«Бездомный заяц»
|
Мышечный контроль
|
«Клубочек», «Археологи»
|
«Сделай так»
|
Импульсивность
|
«Говори!»
|
«Говори!»
|
Внимание+мышечный контроль
|
Послушай тишину
|
Послушай тишину
|
Внимание+импульсивность
|
Занимательные картинки:
«Архитектор и строители»
|
Занимательные картинки, «Парные картинки»
|
Мышечный контроль импульсивность
|
«Маленькая птичка»
|
«Маленькая птичка»
|
Внимание+мышечный контроль+импульсивность
|
«Давайте поздороваемся»
|
«Морские волны»
«Колпак мой треугольный»
|
Приложение 7
Игры, рекомендуемые для работы с гиперактивными детьми.
Игры, направленные на развития внимания.
«Бездомный заяц» (известная игра)
Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.
Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена за домик, оставшийся на минутку без хозяина.
Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Что нового»
Цель: Развитие умения концентрироть внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди ходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
«Послушай тишину» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.
Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинаю бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходи кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают какие звуки они услышали.
«Броунское движение» (Шевченко Ю.С.,1997)
Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.
Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. ЕСЛИ участники успешно ВЫПОЛНЯЮТ правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Колпак мой треугольный» (старинная игра)
Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют е
го жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают, только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Игры, направленные на развитие саморегуляции.
«Говори»
Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Содержание: Скажите детям следующее: « Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будёт только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте по - тренируемся: ,,Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) «Говори» Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”... ,,Говори!”; ,,Какой сегодня день недели?”... ,,Говори!”; Сколько будет два плюс три?” и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развивать мышечный контроль.
Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнитьему « Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
«Археология»
Цель: Развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком
или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кист руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Клубочек» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся»
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие устно через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный с похвалив послушные руки и их хозяина
.
«Сделай так» (Черепанова Г.Д.)
Цель: игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.
Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям
карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.
Затем взрослый дает инструкцию: « По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете, отображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку сидящей на стуле фигуркой должен сесть стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.
На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.
Игру можно повторить несколько раз.
Игры, направленные на снятие мышечного напряжения.
«Морские волны»
Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
Содержание: Если взрослый дает команду «Штиль!», дети в классе «замирают». Когда раздает команда «Волны», дети по очереди встают своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2—З секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2—З секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».
«Котик» (Павлов Я.А.)
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоцнонального настроя в группе.
Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
- нежится на солнышке (лежит на коврике);
- потягивается;
- умывается;
- царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения
можно воспользоваться записями аудио «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.
«Скульптура» (известная игра)
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица ,рук, ног и т.д., снижению мышечного напряжения.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений.
Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь угадать задумки партнера по игре, могут разволноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагаем модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще? После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он на рисовал при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Игры, направленные на выплескивание гнева.
«Маленькое привидение»
Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотел немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ,,У”. Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносит если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
«Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот - вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не нужно.
Список литературы:
1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения. техники. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенкорм (период раннего детства) – СПб: Изд. «Речь», 2003.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб: Изд. «Речь», 2005.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – СПб: Изд. «Речь», 2007.
5. Широкова Г.А., Жадько Е.Г Практикум для детского психолога. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
раскрыть » / « свернуть