План работы
по реализации проекта «Зеленые школы»
на 2024-2025 учебный год
Партнёр проекта ОАО "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"
Цель проекта: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.
Напавление 1. «Биоразнообразие»
Цель: активное вовлечение воспитанников, законных представителей в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия на территории учреждения.
Задачи:
- актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных территории учреждения и условиях его сохранения и увеличения;
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
1.1
|
Изучить разнообразие типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования
|
"Такая разная осень
|
Сентябрь-ноябрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Наблюдения, экскурсии
|
|
Трудовой десант "Чистый участок
|
Ноябрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Трудовая деятельность
|
"Весна идёт - весне дорогу"
|
Март-апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Фотоотчёт наблюдений, продуктивные виды деятельности.
|
1.2
|
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования
|
Кладовая природы
|
Октябрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Сбор семян растений, конструирование из природного материала
|
Растения, какие они
|
Апрель-май
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Наблюдения, игра-викторина
|
1.3
|
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения дошкольного образования (или на прилегающей к учреждению образования территории)
|
Занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"."Птицы Беларуси"
|
Ноябрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Организация выставки рисунков «Птицы родного края»
|
Наблюдение за поведением зимующих птиц, ищем птичьи следы.
|
Январь
|
Воспитатели старшей группы
|
Фотоотчёт
|
|
|
"Пернатые соседи" "
|
Апрель
|
Воспитатели старшей группы
|
Экологический праздник
|
1.4
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или на прилегающей к учреждению образования территории)
|
"Для чего нужны муравейники"
|
Апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Занятие, беседа, наблюдение.
|
|
|
"Насекомые-знакомые"
|
Май
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Наблюдение, рисование, аппликация
|
1.5
|
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории
|
По маршруту экологической тропы
|
Апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Игра-занятие
|
1.6
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Поможем нашим пернатым друзьям
|
Ноябрь-декабрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Отчёт и фотографии птиц на кормушках разместить на сайте учреждения образования
|
1.7
|
Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездовий для птиц
|
Акция« Птичий домик»
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы.
|
Изготовление и размещение скворечников на территории детского сада.
|
1.8
|
Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»
|
«Высадка растений для бабочек»
Бабочки на нашей клумбе.
|
Май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Трудовой десант.
Наблюдения, изобразительная деятельность
|
1.9
|
Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда - изучение его состояния, при необходимости принятия мер по увеличению его биоразнообразия.
|
"Пруд на нашем участке"
|
Апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Трудовая деятельность по созданию пруда
|
1.10
|
Организовать посадку местных плодово-ягодных видов деревьев и кустарников
|
Посадка на территории учреждения образования деревьев и кустарников «Трудовой десант»
|
Апрель-май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Оформление фотоотчета и размещение его на сайте учреждения
|
1.11
|
Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда - изучение его состояния, при необходимости принятия мер по увеличению его биоразнообразия.
|
"Пруд на нашем участке"
|
Апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Трудовая деятельность по созданию пруда
|
Направление «Энергосбережение»
Цель: изучение потребления электроэнергии и тепла в дошкольном учреждении и дома.
Задачи:
- изучить места потребления энергии в учреждении;
- указать на схематическом плане здания учреждения основные приборы, потребляющие энергию;
- изучить потребление электроэнергии и тепла дома.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
2.1
|
Изучить потребление электроэнергии в учреждении дошкольного образования
|
Путешествие в страну Электричества
|
Октябрь
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Занятие по образовательной области "Ребёнок и общество"
|
История электрической лампочки
|
Декабрь
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Беседа, изобразительная деятельность
|
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования
|
День энергосбережения
|
Ноябрь
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Тематический день
|
2.4
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования
|
"Мы Берегоши"
|
Февраль 2024
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Конкурс рисунков
|
2.5
|
Изучить потребление электроэнергии расходование тепла дома
|
Мама,папа,я - экономная семья
|
Март
|
Воспитатели средней и старшей группы, родители
|
Фоторепортаж
|
Направление «Водосбережение»
Цель: изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить места потребления воды в учреждении;
- изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в учреждении;
- уменьшить объёмы потребления воды в учреждении.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
3.1
|
Изучить потребления воды в учреждении образования
|
"Чистая капелька"
|
Декабрь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Игра-занятие
|
3.2
|
Проанализировать ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению.
|
"Исследуем воду"
"Каждому растению глоток воды"
|
Январь
Апрель
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Познавательно-практическая деятельность
Природоохранная акция
|
3.3
|
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования
с проведением ежегодного мониторинга эффективности этих действий.
|
"Путешествие капельки"
|
Февраль
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Познавательно- практическая деятельность
|
3.4
|
Изучить потребление воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома (совместно с родителями).
|
«Как мы экономим воду»
|
Апрель
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Семейная газета
|
4. Направление «Обращение с отходами»
Цель: минимизация объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить состав образующихся в дошкольном учреждении и дома отходов;
- привлечь дошкольников и педагогических работников к уменьшению отходов внутри дошкольного учреждения и дома;
- организовать раздельный сбор отходов в дошкольном учреждении;
- создать приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и др.).
№
п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
4.1
|
Изучить состав образующихся в дошкольном учреждении отходов, проанализировать источники их образования
|
"Что выбрасывается в детском саду"
|
Февраль
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Наблюдение, исследование
|
4.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
"Сортируем мусор - бережём природу"
|
Март
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Игра -занятие
|
4.3.
|
Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования
|
"Чудесные превращения"
|
Январь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Творческая мастерская
|
5. Направление "Качество атмосферного воздуха"
Цель: формировать представления об общем понятии "воздух"
Задачи:
- систематизировать представления о качестве воздуха путём экспериментальной деятельности, наблюдений;
- развивать умение определять степень загрязнения атмосферного воздуха в учреждении образования и на прилегающей к нему территории;
- разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждении образования.
№
п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
5.1
|
Разработка и ведение дневника либо календаря наблюдений за погодой
|
Наблюдаем за погодой
|
Сентябрь -май
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Фиксация наблюдений
|
5.2
|
Провести наблюдение за состоянием атмосферного воздуха на территории учреждения дошкольного образования либо прилегающей к нему территории по состоянию листьев деревьев
|
"Воздух и его роль в жизни человека"
|
Март
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"
|
5.3 |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков на территории учреждения дошкольного образования
|
Атмосферные осадки
"Так ли чист белый снег"
|
Апрель
Январь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Наблюдения, Практическая деятельность
|
Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: информирование воспитанников, родителей, педагогический коллектив и общественность о вопросах экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Задачи:
- проводить информационно-экологические мероприятия;
- выдвигать природоохранные инициативы;
- вовлекать в работу по данному направлению и участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях, освещать деятельность учреждении через СМИ.
№
п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
6.1
|
Подготовка и изготовление обучающимися наглядного природоохранного информационного материала
|
"Осенние зарисовки"
"Азбука бережливости"
|
Сентябрь-октябрь
Февраль
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Выставка детских работ из природного материала
Стенгазета для детей и родителей
|
6.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
Акция "Сохрани дерево-сдай макулатуру"
"Сортируем мусор правильно"
"Теремок на новый лад"
|
Октябрь
Апрель
Январь
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Практическая деятельность
Экологическая сказка
|