План работы
по реализации проекта «Зеленые школы»
на 2023-2024 учебный год
Партнёр проекта ОАО "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"
Цель проекта: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.
Напавление 1. «Биоразнообразие»
Цель: активное вовлечение воспитанников, законных представителей в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия на территории учреждения.
Задачи:
- актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных территории учреждения и условиях его сохранения и увеличения;
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
Оцениваемый результат
|
1.1
|
Изучить разнообразие типичных коренных растений природной флоры данной местности и нетипичных (некоренные,
несвойственные для данной территории)
деревьев и кустарников на территории
учреждения дошкольного образования
|
Путешествие по экотропе: «Краски осени»
«Зимний сон»
|
Октябрь 2023
Январь 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
1.Фотоотчёт, конспекты наблюдений
|
Составление календаря наблюдений,
На картосхеме территории учреждения дошкольного
образования (или прилегающей к нему территории) обозначено местонахождение различных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений.
|
|
«Пробуждение природы» наблюдения, экскурсии.
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
1. Фотоотчёт наблюдений.
|
«Какие деревья цветут?» экскурсия по территории детского сада.
|
Май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Рисование «Цветущие деревья», фотоотчёт о наблюдениях.
|
1.2
|
Изучить видовое
разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного
образования
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа», «Растения Красной книги»
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Оформление фотоотчета занятий
|
На картосхеме территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)
обозначено местонахождение не менее 3 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений.
|
Наблюдение «Первоцветы»
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Изготовление макета "Первоцветы"
|
Трудовая деятельность по посеву и уходу за растениями в цветниках
|
Апрель-май
2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Практическая деятельность
|
1.3
|
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения дошкольного образования (или на прилегающей к учреждению образования территории)
|
Наблюдение
«Птицы на нашем участке»
|
Октябрь2023
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Организация выставки рисунков «Птицы на нашем участке»
|
На картосхеме территории учреждения дошкольного образования обозначить места наблюдения за птицами (совместно с воспитателем).
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа», «Птичья столовая»
|
Ноябрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
Фотоотчёт
|
|
|
Викторина «Узнай птицу по голосу»
|
Май 2024
|
Воспитатели старшей группы
|
|
|
1.4
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения
дошкольного образования (или на прилегающей к учреждению образования территории)
|
«Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа», «В стране «Насекомия»"
|
Май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Изобразительная деятельность "Самая красивая бабочка"
|
На картосхеме территории учреждения дошкольного
образования (или
прилегающей к нему территории) обозначены места наблюдения не менее 5 видов наземных насекомых
|
1.5
|
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории
|
«Огород на подоконнике» посадка, наблюдения,
|
Февраль- март 2023
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Ведение дневника наблюдений по уходу за ростом и развитием растений.
Составление плана действий по увеличению биоразнообразия на территории детского сада.
|
Составить план действий (совместно с воспитателем) по увеличению биоразнообразия на территории учреждения
|
1.6
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Участие в акции «Поможем пернатому другу»
|
Ноябрь-декабрь 2023
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Отчёт и фотографии птиц на кормушках разместить на сайте учреждения образования
|
Составить отчет (совместно с воспитателем) о количестве изготовленных и размещенных кормушек для птиц и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки
|
1.7
|
Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездовий для птиц
|
Акция« Птичий домик» изготовление скворешников, размещение их на территории дошкольного учреждения.
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Размещение информации и фотоотчета на сайте учреждения образования
|
Составить отчет о количестве изготовленных гнездовий для птиц, их размещение на картосхеме учреждения образования.
|
1.8
|
Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»
|
«Высадка растений для бабочек»
|
Май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Трудовой десант. Оформление фотоотчета и размещение его на сайте учреждения образования
|
Оформление схемы расположения клумб учреждения образования
|
1.10
|
Посадить деревья и кустарники, создать на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира
|
Посадка на территории учреждения образования деревьев и кустарников «Трудовой десант»
|
Апрель-май 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Оформление фотоотчета и размещение его на сайте учреждения
|
Посадка деревьев и кустарников совместно с родителями.
Создание «дикого луга», создание схемы его расположения на территории учреждения дошкольного образования
|
Направление «Энергосбережение»
Цель: изучение потребления электроэнергии и тепла в дошкольном учреждении и дома.
Задачи:
- изучить места потребления энергии в учреждении;
- указать на схематическом плане здания учреждения основные приборы, потребляющие энергию;
- изучить потребление электроэнергии и тепла дома.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
Оцениваемый результат
|
2.1
|
Изучить потребление электроэнергии в учреждении дошкольного образования
|
Экскурсия «Где живёт электричество»
|
Октябрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
1.Проведение экскурсии, размещение на сайте учреждения образования.
|
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания
учреждения дошкольного образования указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию.
Составлен план действий по сбережению тепла и энергии в учреждении дошкольного образования
|
Познавательная беседа «Уроки берегоши»
Международный день экономии электричества. (11 ноября)
|
Ноябрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
Выставка совместных работ
"Сбережём нашу планете"
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и общество», «Роль энергии в нашей жизни»
|
Декабрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
Проведение занятия, размещение его на сайте учреждения образования.
|
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования
|
Экскурсия по учреждению дошкольного образования «Охотники за пропадающей энергией»
|
Январь 2024
|
Воспитатели старшей группы
|
Проведение беседы- экскурсии, определение основных мест, где можно сэкономить электроэнергию и тепло.
|
Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении дошкольного образования. На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования указаны места потерь тепла
|
2.3
|
Проведение анализа ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии на год.
|
Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении дошкольного образования. «Путешествие по маршруту Берегоши»
|
Февраль
2024
|
Воспитатели старшей группы
|
Практическая деятельность
Игра-путешествие
|
Составлен план действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования
|
2.4
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования
|
«Путешествие по маршруту Берегоши»
|
Февраль 2024
|
Воспитатели старшей группы
|
Проведение занятий.
Размещение отчета на сайте учреждения
|
Составить отчет о реализации действий по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования
|
2.5
|
Изучить потребление электроэнергии расходование тепла дома
|
«Мой Берегоша дома»
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей группы
|
Размещение на сайте учреждения фотоотчетов об экономии семьями воспитанников тепла и электроэнергии дома.
|
Результаты изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования.
|
Направление «Водосбережение»
Цель: изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить места потребления воды в учреждении;
- изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в учреждении;
- уменьшить объёмы потребления воды в учреждении.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
Оцениваемый результат
|
3.1
|
Изучить потребления воды в учреждении образования
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа», « Путешествие капельки»
Исследовательская деятельность "Где живёт вода?"
|
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Разместить информацию на стенде и на сайте учреждения.
|
На сайте дошкольного учреждения размещена информация о потреблении воды в учреждении дошкольного образования.
|
3.2
|
Проанализировать ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению.
|
Исследовательская деятельность
|
Декабрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
Разместить информацию на стенде и на сайте учреждения.
|
Составить план действий по сбережению воды в учреждении дошкольного образования на год.
|
3.3
|
Реализовать плана действий по рациональному использованию воды в учреждении образования
с проведением ежегодного мониторинга эффективности этих действий.
|
Изготовление лэпбуков
|
Январь 2024
|
Воспитатели старшей группы
|
1. Практическая деятельность
.
|
1.Составить отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении и его результатах.
2. Информацию о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении довести до родителей (законных представителей), сотрудников.
3. Разместить информацию на сайте учреждения образования
|
3.4
|
Изучить потребление воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома (совместно с родителями).
|
Семейная газета «Как мы экономим воду»
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Распространить семейные памятки, буклеты по рациональному использованию воды дома между родителями и сотрудниками.
3. Разместить информацию на сайте учреждения образования.
|
Разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования.
|
Направление «Обращение с отходами»
Цель: минимизация объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить состав образующихся в дошкольном учреждении и дома отходов;
- привлечь дошкольников и педагогических работников к уменьшению отходов внутри дошкольного учреждения и дома;
- организовать раздельный сбор отходов в дошкольном учреждении;
- создать приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья и др.).
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
Оцениваемый результат
|
4.1
|
Изучить состав образующихся в дошкольном учреждении отходов, проанализировать источники их образования
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа», «Что такое отходы, откуда они берутся»
|
Октябрь 2023
|
Воспитатели старшей группы
|
Практическая деятельность
|
Составить отчет по результатам изучения
с указанием источников
и состава отходов
|
4.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
Акция "Сохрани дерево-сдай макулатуру"
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Практическая деятельность
|
Составлен план действий по минимизации отходов в учреждении образования
|
4.3.
|
Реализация плана
действий на год по
минимизации отходов в учреждении
дошкольного образования
|
«Советы по раздельному сбору и сдаче мусора"
|
Март 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Оформление наглядно-информационных материалов для родителей по теме рационального использования отходов
Разместить отчёт на
сайте учреждения
образования.
|
Составить отчет о реализованных действиях
по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования и их эффективности.
|
«Мы- за чистый участок!» трудовой десант
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Практическая деятельность
|
4.4
|
Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по
|
Выставка поделок из бросового материала
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы, родители
|
1.Практическая деятельность
|
|
|
минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
Составление семейной памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях
|
Апрель 2024
|
Воспитатели старшей и средней группы, родители
|
Размещение фотоматериалов на сайте учреждения
|
|
Направление 5. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: информирование воспитанников, родителей, педагогический коллектив и общественность о вопросах экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Задачи:
- проводить информационно-экологические мероприятия;
- выдвигать природоохранные инициативы;
- вовлекать в работу по данному направлению и участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях, освещать деятельность учреждении через СМИ.
№ п/п
|
Содержание задания
|
Формы работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные педагогические работники
|
Мероприятия
по выполнению задания
|
5.1
|
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей)
|
Изготовление буклетов и памяток по сбережению прироных ресурсов
|
Сентябрь-октябрь 2023
|
Воспитатели старшей и средней группы
|
Разместить памятки, буклеты, плакаты в общедоступных местах в учреждении дошкольного образования
|
5.2
|
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: праздники, выступления перед общественностью (на родительских собраниях, в младших и средних группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год)
|
Проведение природоохранных акций
|
Ноябрь, март, апрель
|
Воспитатели средней и старшей группы
|
Оформить фотоотчет о мероприятиях, с указанием даты, места проведения,
разместить на сайте и информационных стендах.
|